typechecker: (Hands)
typechecker ([personal profile] typechecker) wrote2007-05-08 10:18 pm
Entry tags:

Текстологическое

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина.
...
-- Пиво есть? -- сиплым голосом осведомился Бездомный.
-- Пиво привезут к вечеру, -- ответила женщина.


Как-то я раньше за это взглядом не цеплялась, - только что проняло. Небось описано уже где-то, конечно.
(deleted comment)

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-08 06:37 pm (UTC)(link)
Но ведь закат, да еще весной - это и есть вечер!
(deleted comment)

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-08 06:43 pm (UTC)(link)
А-а-а-а! Теперь понятно.

Спасибо.

[identity profile] antitula.livejournal.com 2007-05-08 07:14 pm (UTC)(link)
Классно!
Но в марте может быть тепло (как в этом году), а закат начинается раньше, чем вечер.
Или вечер в любом случае определяется закатом? 3 звезды?
(deleted comment)

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-09 08:33 pm (UTC)(link)
Ну вот меня тут ниже ссылают на текст, который доказывает, что это вовсе июнь 1936. Текст, правда, меня не убедил пока.

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-08 07:17 pm (UTC)(link)
Вряд ли в марте бывает "небывало жаркий" закат, да еще и гроза через пару дней.

[identity profile] p_govorun.livejournal.com 2007-05-08 07:33 pm (UTC)(link)
Время действия, насколько я понимаю -- первое полнолуние после равноденствия (события на Патриаших происходят ещё за несколько дней до того). Закат в Москве в равноденствие -- 18.30 декретного времени, в общем-то это ещё не вечер. Равноденствие 21 марта, полнолуние может быть до середины апреля. Похоже, что этот апрельский день был действительно небывало жарким.

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-08 07:39 pm (UTC)(link)
Почему первое после равноденствия?

[identity profile] p_govorun.livejournal.com 2007-05-08 08:52 pm (UTC)(link)
Пасха. Иерусалимские события происходят в это время, а московские им соответствуют.

[identity profile] dmarck.livejournal.com 2007-05-08 09:31 pm (UTC)(link)
Первое полнолуние мая

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-08 09:34 pm (UTC)(link)
Ребята, вы как-то так высчитываете, что я опять не понимаю, как именно. Ну Пасха. Вернее, Страстная неделя. Ну и что? Она же ни к чему не привязана?

[identity profile] p_govorun.livejournal.com 2007-05-08 09:59 pm (UTC)(link)
Она привязана к 15 нисана :-)

Как устроен еврейский календарь я точно не знаю, но принцип там солнечно-лунный.

Христианская пасха считается ещё сложнее: там проблема с юлианским календарём, и сверх того требование, чтобы она не совпадала с еврейской. Но у Булгакова действие происходит непосредственно по Луне (бал -- полнолуние).

Прямая цитата:

[identity profile] dmarck.livejournal.com 2007-05-09 05:42 am (UTC)(link)
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера.

Re: Прямая цитата:

[identity profile] p_govorun.livejournal.com 2007-05-09 09:52 am (UTC)(link)
Ну всё, я запутался совершенно :-) Пусть текстологи разбираются.

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-09 08:11 pm (UTC)(link)
А ссылку на текстологов см. в комменте (http://mashaaaa.livejournal.com/518241.html?thread=5550433#t5550433) [livejournal.com profile] altes_tierа ниже по треду.

[identity profile] p_govorun.livejournal.com 2007-05-09 08:37 pm (UTC)(link)
Да, очень интересный коммент.

[identity profile] sergej-krylov.livejournal.com 2007-05-13 01:08 am (UTC)(link)
Про закат и вечер - думаю, именно так. То есть "закат" (в авторской речи) значит, что солнце довольно низко и уже красное. А "вечером" (в речи продавщицы) означает "когда стемнеет". В принципе одно другому не противоречит. Напр., разговор был в 19 час., а привоз пива ожидается в 21 час.

К тому же может быть, что она просто выучила с утра эту формулу. В таком случае она просто её повторила очередной раз. Тогда разговор мог быть даже и за полчаса, и за четверть часа до привоза пива.

Тем более что привоз пива может быть "в неопределённое время", несколько размытое - но всё же локализованное сегодня вечером.

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-14 11:03 am (UTC)(link)
Ну вот Лена_Шагина выше и предполагает, что с утра. И, скорее всего, никакого пива в этот день в ларьке не случилось, - кто же будет привозить пиво прямо перед закрытием? Ларек-то вряд ли круглосуточный.

[identity profile] altes-tier.livejournal.com 2007-05-08 11:22 pm (UTC)(link)
Время событий у Булгакова определяется довольно точно - это июнь.
Читаем, например, у Альфреда Баркова (http://m-bulgakov.narod.ru/master-94-2.htm)

"Упомянув, что действие происходило якобы в мае, Булгаков путем настойчивого повторения фенологических признаков переносит его в июнь. В частности, кружевная тень от акаций бывает только в этом месяце. Но это еще не все: действие "московских" глав происходит во время цветения лип, которое начинается во второй половине июня.

Уместным будет отметить, каким изящным образом Булгаков упрятал информацию о цветении лип. О нем в романе прямо не сказано. Наоборот, там прямо пишется, что нет даже запаха лип! Вернее, он не проник в кабинет Римского, когда по его душу пришли вампиры Гелла и Варенуха: "Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник. Римский отчетливо видел пятна тления на ее груди"... То есть, читателю дается понять, что там, на улице, аромат лип все-таки есть.

В рукописи, с которой Булгаков в 1938 году диктовал на машинку роман, присутствовала еще одна временная метка — клубника, что датировало время московской грани более конкретно — второй половиной июня. И здесь писатель надежно "спрятал" эту метку в описание похорон Берлиоза: "Зачем, к примеру, гиацинты? С таким же успехом клубнику можно было бы положить или еще что-нибудь".

Вот такими приемами, пряча важную для понимания своего замысла информацию в отвлекающих внимание читателя острых сюжетных поворотах, Булгаков подает ее читателю.

А вот как красиво подавалась эта же информация при описании посещения Рюхиным массолитовского ресторана, который работал до четырех утра: когда поэт вышел перед этим из троллейбуса, то было совсем светло; он просидел в ресторане полчаса, "край неба золотило". Для широты Москвы такой ранний восход бывает только в период солнцестояния — 21 июня, плюс-минус несколько дней.

И все же от клубники и восхода солнца как временных меток в окончательной редакции Булгаков отказался... Потому, что он нашел еще более изящный и точный прием включения в текст даты финала

Во "втором доме" планет — зодиакальном созвездии Тельца — в 1936 году Меркурий находился с середины мая до 3-й декады июня. В этот период было два новолуния, намек на которые усматривается в употреблении Булгаковым слова "ушла" вместо характеризующего суточный цикл "зашла" (в новолуние Луна уходит на три дня — то есть, ее невозможно видеть; это — устоявшееся словосочетание). Неопределенность устраняется началом фразы Воланда "Раз, два...", из чего можно сделать вывод о необходимости выбора именно второго новолуния, которое имело место 19 июня...

В этот день 19 июня 1936 года вся страна прощалась с ушедшим из жизни А.М. Горьким.

Оказывается, для читательской публики тридцатых годов уже само упоминание о Меркурии должно было вызывать непосредственную ассоциацию с этим печальным событием. Дело в том, что визуальное наблюдение этой планеты настолько затруднено, что не всем даже профессиональным астрономам удается хоть раз увидеть ее в течение всей своей жизни. Поэтому, когда в день прощания с телом Горького миллионы жителей страны увидели Меркурий, причем днем, невооруженным глазом, то это событие запечатлелось в памяти современников Булгакова...

Это произошло во время... солнечного затмения, о котором писали газеты даже в выпусках, практически полностью посвященных памяти Горького. Оно сопровождалось понижением температуры и ветром, что практически соответствует описанию булгаковской "тьмы"... Кстати, в остальных, относящихся к Ершалаиму, описаниях "тьмы" подчеркивается, что она пришла со Средиземного моря. Затмение 19.06.36 вступило в полную фазу над Средиземным морем и проследовало в таком виде широкой полосой от Туапсе до тихоокеанского побережья СССР.

Сопоставим: в романе "тьма" пришла в Москву после смерти Мастера, но перед обретением им "покоя". Затмение имело место на следующий день после смерти Горького, но перед погребением его праха 20 июня."

Re: Прямая цитата:

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-09 08:09 pm (UTC)(link)
Но ведь тьма, пришедшая со Средиземного моря, - это наступление вечера? Ершалаим находится к востоку от побережья, Солнце садится как раз в море.

Re: Прямая цитата:

[identity profile] p_govorun.livejournal.com 2007-05-09 08:36 pm (UTC)(link)
ИМХО тьма -- это не вечер, это такая мощная туча, от которой всё потемнело. Бывает такое.

Re: Прямая цитата:

[identity profile] altes-tier.livejournal.com 2007-05-09 11:16 pm (UTC)(link)
Не вечер, а именно тьма, темнота. Это может быть или нгакрывшая все туча, или, действительно, затмение.
К тому же, в нормальных условиях ночь (темнота) приходит со стороны, прямо противоположной той, куда садится солнце... ;-)

ой

[identity profile] mashaaaa.livejournal.com 2007-05-11 09:50 am (UTC)(link)
Дааа, действительно...

[identity profile] but-special.livejournal.com 2007-05-09 06:17 pm (UTC)(link)
Ой.